Контейнерный поезд «Викинг» – пожалуй, самый успешный грузовой железнодорожный проект в Восточной Европе. Он ежемесячно перевозит тысячи 20-футовых контейнеров, соединяя портовые города Черного и Балтийского морей. Всего в проекте задействованы следующие страны: Литва, Беларусь, Украина, Болгария, Молдова, Румыния. В нашей стране таможенное оформление контейнеров происходит в Киеве и морском порту Ильичевска.

В 2009 году комиссия Евросоюза по транспорту признала поезд комбинированного транспорта «Викинг» лучшим европейским проектом в 2009 году по перевозке грузов. С каждым годом он наращивает обороты, и лишь за первые 6 месяцев текущего года поезд перевез 19,5 тысяч контейнеров, что уже превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Безусловно, другие страны нашего региона также заинтересованы в регулярных и бесперебойных грузоперевозках, а потому интерес к проекту также в той или иной степени проявляют Турция, Грузия, Азербайджан, Армения, Сирия.

В то же время, наиболее предметный разговор в последнее время ведут скандинавские страны – Швеция и Финляндия. Операторы «Викинга» с литовской стороны Lietuvos gelezinkeliai в текущем месяце встретились со шведскими предпринимателями, остро нуждающимися в регулярных грузоперевозках целлюлозы из Беларуси. Там завершается строительство бумажных фабрик, которые в скором времени начнут отпускать продукцию. 20-футовые контейнеры «Викинга» оптимально подходят для этих целей. Что касается Финляндии, то представители Lietuvos gelezinkeliai посетили там деревообрабатывающие фабрики. Тамошним производителям бумажных рулонов и целлюлозы предложили поставлять продукцию «Викингом» сразу в Турцию.

«Сначала планируется перевозить около полумиллиона тонн целлюлозы в год, однако эти перевозки обладают большой перспективой роста», — сообщила Директор департамента грузовых перевозок Lietuvos gelezinkeliai Рима Тярминайте.

Помимо железнодорожной составляющей, проект «Викинг» предполагает морские контейнерные перевозки. Касательно Черного моря – это паромные перевозки по направлениям Варна (Болгария) – Ильичевск (Украина) – Поти/Батуми (Грузия), что является составляющей международного коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу с Закавказьем и далее со Средней Азией.