Грузовые автоперевозки в Украине с каждым годом лишь наращивают обороты. Увы, но при этом разбиваются и без того не самые лучшие дороги, особенно в южных регионах страны. Отчасти проблему можно решить загрузкой внутренних речных путей, которые на сегодняшний день используются в недостаточной степени.

В Министерстве инфраструктуры Украины решили скорректировать несовершенное законодательство о внутренних водных путях, подготовив приказ «О внесении изменений в приказ Министерства инфраструктуры Украины от 27 мая 2013 № 316». Согласно нему, будут уменьшены тарифы на речные перевозки, что, в свою очередь, стимулирует это направление.

Как рассказывает Екатерина Михайличенко, руководящая сектором транспортно-коммуникационной безопасности Национального института стратегических исследований, новый министерский приказ касается не только речных перевозок как таковых, но и сообщения «река-море», так называемых мультимодальных перевозок. По ее мнению, сейчас целесообразно частично переориентировать грузопоток с автомобильных на речные перевозки.

«На речном транспорте тарифы однозначно ниже. Такие грузы, как зерно, выгоднее возить по реке баржами. Во всем мире речное судоходство развито. В США река Миссисипи активно загружена. Рейн и Дунай — это судоходные реки, по которым активно осуществляются перевозки грузов. У нас, к сожалению, Днепр сейчас не используется. А мог бы — для перевозки зерна, для навалочных грузов, песка, цемента», — рассказывает Екатерина Михайличенко.

Безусловно, в случае появления доступного канала перевозки грузов украинский бизнес лишь выиграет. Назвать речное судоходство по Днепру новшеством язык не поворачивается, но факт очевиден – его возможности используется не в полной мере. Особенно это касается доставки грузов по реке в морские порты с дальнейшей транспортировкой большими судами. Высокие канальные тарифы и прочие сборы делали этот вид перевозок невыгодным, а потому большинство украинских бизнесменов отдавали предпочтение автомобильным перевозкам.

Как считает Николай Петрунин, сотрудник стивидорной компании «Гермес-Трейдинг», отмена сбора для судов с осадкой до 4 метров при прохождении морскими каналами выведет речные перевозки на новый уровень конкурентоспособности. Он рассказывает, что такой вид перевозок экономически целесообразен и имеет низкий уровень негативного воздействия на окружающую среду.

«Сегодня перевозки грузов речным транспортном составляют всего 4 млн тонн в год при потенциале в 10 млн тонн. После отмены тарифных ограничений стоимость доставки грузов речным транспортом если не сравнится, то подойдет вплотную к железнодорожной. А если рассматривать логистику в комплексе — доставку генеральных грузов на рейд морского порта с последующей перегрузкой на рейде на большое судно — выйдет дешевле доставки в порт и перевалки через морской терминал с причала. Если грузовладельцу будет дешевле доставить зерно, песок, контейнер по реке — он так и сделает», — убежден Петрунин.

Кроме того, мало кто из украинцев никогда не жаловался на плачевное состояние автомобильных дорог. Использование некачественных материалов при их строительстве усугубляется тем фактом, что фуры порой перегружены. При большом трафике грузовиков, особенно в жаркое время года, на дорогах появляются характерные глубокие борозды, которые существенно «портят жизнь» другим участникам дорожного движения. Отчасти эту проблему может решить внедрение весового контроля фур, который исключит передвижение грузовиков весом более 40 тонн. В совокупности с появлением понятных механизмов и доступных тарифов в речных грузоперевозках, это во многом раскроет внутренний и транзитный потенциал украинской транспортной инфраструктуры.