15 января из Украины стартовал контейнерный грузовой поезд, отрабатывающий экспериментальный маршрут «Нового шелкового пути» по доставке товаров из Европы в Китай, и обратно. Главной его особенностью является исключение России из маршрута следования, который проложен по территории Украины, Грузии, Азербайджана, Казахстана и Китая.

«Новый шелковый путь» проходит стадию отработки и согласования всех условий со странами-членами проекта. Главной задачей на сегодня является согласование единых тарифов на перевозку и транзит товаров, в то время как спрос на услуги контейнерного поезда уже велик, в том числе со стороны автопроизводителей.

Пока что демонстрационный состав состоит из порядка 20 вагонов и, по состоянию на 20 января, он следует по расписанию. Об этом на заседании Кабинета министров Украины рассказал Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский: «Наш поезд движется очень активно. Он уже пришвартовался в порту в Грузии, выходит на территорию Грузии и далее движется в направлении Азербайджана. Пока, слава Богу, нет никаких технических неполадок. Логистика отрабатывается. К концу месяца мы окончательно отработаем всю логистику, и к концу месяца уже назад пойдет в обратном направлении со стороны Китая к нам загруженный поезд. Полностью обратную логистику отрабатываем, но уже сейчас пошли заказы, в том числе от автоперевозчиков, использования паромных переправ в направлении Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай».

Не так давно Россия полностью блокировала транзит товаров из Украины через свою территорию. В этих условиях «Новый шелковый путь» становится еще актуальнее. Пока же украинские производители вынуждены находить обходные пути для транспортировки своей продукции в Среднюю Азию и Китай. Самым реальным в этом плане является вариант отправки грузов с территории Беларуси, с которой Россия не разрывала торговые отношения.

Напомним, что идея «Нового шелкового пути» в обход России витает в воздухе уже давно. Одним из первых в Украине ее высказал нынешний одесский губернатор, он же бывший Президент Грузии Михеил Саакашвили. В частности, он предложил перенаправить грузовой поток в направлении Китай-Евросоюз через морской порт Ильичевск (Одесская область). По его словам, транспортная логистика из Китая в Европу через Россию занимает порядка 30 дней, в то время как через Ильичевск – всего 9 дней.

Далее, в октябре 2015 года во время официального визита в Казахстан украинский президент Петр Порошенко обсудил идею с тамошним Премьер-министром Каримом Максимовым. Ну а в завершении всего прочего в декабре 2015 года вице-премьер Украины, Министр регионального развития Геннадий Зубков в рамках встречи с первым вице-премьером Азербайджана Ягубом Эюбовым обсудил вопрос тарификации для транзита экспериментального поезда.

Запуск первого грузового контейнерного состава стал знаковым экономическим и политическим событием для Украины. В случае если проект будет успешно реализован, «Новый шелковый путь» станет одной из важнейших транспортно-логистических артерий мира.