Украина имеет все возможности, чтобы к 2018 году в десять раз превысить перевозку грузов, используя речной транспорт. По мнению премьер-министра Владимира Гройсмана, реализация данного замысла возможно при условии, если портовые сборы будут снижены на 20%.

Также это поспособствует росту объемов перемещения грузов и товаров через территорию Украины до 300 млрд долларов.

Многие страны используют водный транспорт не только в повседневной жизни граждан, но и для развития экономической активности государства, потому как первоначальная стоимость транспортировки груза этим способом очень низка. Если речные перевозки сравнить по энергозатратам с другими видами транспорта, то они по эффективности выше в разы. Водный транспорт считается экологически чистым.

Украина имеет достаточно большие возможности в использовании речного судоходного ресурса. Длина используемых судоходных рек достигает свыше 6 тысяч километров. Наиболее востребованными являются маршруты по Днепру, которые насчитывают больше тысячи километров. Активны в своей эксплуатации и небольшие речки Дуная, Буга. Протоки Днепра в общей сложности имеют протяженность речного пути в 315 километров. По днепровскому речному пути осуществляются перевозки грузов в объеме 90 %. Оставшаяся нагрузка в 10% ложиться на речной путь Дуная, длина которого составляет 160 километров, и другие реки.

Ситуация с эксплуатацией речных путей в стране становиться все хуже и хуже. Уже с 1990 года, когда Украина обрела независимость, протяженность и плотность речных маршрутов уменьшилась вдвое. Действующий речной транспорт практически на 82% устарел, у многих судов заканчивается срок эксплуатации. Данный процент в основном показывают суда со сроком использования в четверть века. Техническое оборудование речного украинского флота приходит в негодность.

Если сравнивать процент изношенности речного транспорта, то самый высокий показатель у пассажирских судов — около 98%. На 10% ниже — у танкеров. Сухогрузный речной транспорт устарел почти на 85%. Все эти показатели негативно сказываются на эффективности грузовых и пассажирских перевозок.

Не меньше несет свои потери и флот спецназначения. Процент устаревших судов специального назначения (буксировочные, рейдо-маневровые и технические суда), в зависимости от их типа и вида выполняемых работ, колеблется от 71% до 91%.