За первый квартал текущего года датская судоходная компания Moller-Maersk заработала 6,8 млрд USD, что на 38% превысило показатели аналогичного периода 2017 года. Однако столь внушительный показатель обусловлен не столько ростом глобального спроса на морские перевозки, сколько повышением средней ставки фрахта на 7% и покупкой немецкой компании Hamburg Sud.

Согласно квартальному отчету Moller-Maersk, в сегменте океанских перевозок наблюдается рост общего объема грузоперевозок на 24%. Но, опять же, стоит учесть существенную поправку. Суть в том, что в 2017 году датская компания приобрела крупного оператора морских перевозок – компанию Hamburg Sud. К моменту поглощения немецкая компания занимала 10-ю строчку в рейтинге контейнерных перевозчиков, оперируя более чем сотней судами и порядка 500 000 контейнеров.

Крупнейший игрок рынка океанских перевозок, компания Moller-Maersk, заявила о намерении приобрести Hamburg Sud еще в декабре 2016 года. Однако все детали сделки были урегулированы лишь к ноябрю 2017 года, когда разрешительный документ выдала последняя инстанция – Комиссия по добросовестной торговле (Корея). Так, по условиям сделки, компания Hamburg Sud была куплена за внушительные 3,7 млрд Евро.

Maersk Line + Hamburg Sud = 19,3% рынка

Суда, ранее принадлежащие немецкой компании, влились в общий флот Maersk Line, который в совокупности теперь насчитывает 773 судов (собственные и зафрахтованные) с общей контейнерной емкостью в 4,25 млн TEU. Таким образом, доля компании в мировом флоте контейнеровозов повысилась до 19,3%.

Возвращаясь к квартальному отчету Moller-Maersk, отметим, что рост объемов перевозок как раз отмечен на рынках, где были сильны позиции Hamburg Sud. Если отсечь влияние поглощенной немецкой компании, то рост объема грузоперевозок Maersk Line будет всего 2,2% в сравнении с первым кварталом 2017 года. Средняя себестоимость морских контейнерных перевозок выросла на 12%.

Ввиду увеличенного флота, выросло и количество простаивающих без работы судов к концу квартала – если в прошлом году их было 4 или 35 000 TEU, то в 2018 году уже 7 судов или 59 000 TEU.